Всем привет! Дорогие нарнийцы, настоятельно рекомендую прочесть этот материал о К.С. Льюисе:
http://community.livejournal.com/lewis_ru/8476.html
********
Просто христианин Клайв Льюис
«[Льюиса] называют апологетом, а теперь даже - лучшим апологетом нашего века, но снова и снова думаешь, возможно ли вообще оправдать и защитить христианство перед лицом мира». --Н.Трауберг
Язык не переносит лишнего труда. Когда он по случайности наталкивается на длинное, труднопроизносимое слово, то очень быстро подстраивает его под себя. Так японцы, в свое время принявшие, как и весь мир, русское слово «спутник», не перенесли стоящих рядом наших согласных – и очень быстро переделали неологизм в «супутонику».
А бывает, язык старается сократить какое-то длинное название, вплоть до аббревиатуры. Зачем терять время, когда можно произнести всего лишь «КГБ», например, - и всем ясно, о чем речь? По этому же принципу иногда прибегают и к сокращению имен людей, часто всеми упоминаемых. Логично, что такой чести удостаиваются политики. Так, в России «сократили» своих президентов – до ЕБН и ВВП, а в США – президента Джона Кеннеди до JFC, проповедника Мартина Лютера Кинга до MLK. Не менее часто, чем политики, «сокращения» переживают музыканты и писатели: АБС называют в России Аркадия и Бориса Стругацких, БГ – Бориса Гребенщикова; «Битлз», знаменитую ливерпульскую четверку – JPGR; а автора «Властелина Колец» Джона Толкина называют JRRT. В число людей-акронимов попал и другой английский писатель, близкий друг JRRT – Клайв Стейплз Льюис (CSL).
Католик, протестант, православный
Льюис – христианский писатель. Но так получается, что граница между любовью к Льюису и неприязнью к нему проходит не по конфессиональной принадлежности. Его одинаково любят и католики, и протестанты, и православные. Как написал о. Яков Кротов, «православный Николай Зернов, знавший Льюиса, описывает его жизнь как «поразительно характерное для православного "житие"», в котором на первом месте поставлено милосердие Льюиса. Почитатели Льюиса из числа католиков творили о нем свой миф, подчеркивая его девственность. … Почитатели из баптистов умудряются создавать образ Льюиса – абстинента, не ведающего вкуса алкоголя и табака». Однако людей, К. Льюиса не воспринимающих, в религиозной среде было немало и при его жизни. Есть они и сейчас, но и это отношение внеконфессионально.
Льюис стал знаменит после того, как в Америке опубликовали «Письма Баламута» - книгу, написанную в форме писем-советов беса своему племяннику-бесенку, пытающемуся искушать человека. Сам писатель так и не смог привыкнуть к своей знаменитости и огорчался, что больше всего читателям понравилась такая «опасная» книга. В Россию же Льюис пришел в основном в самиздате. Часть его книг были изданы и вполне легально. Удивительно, но одно из самых христианских его произведений, - экранизированная недавно в Голливуде сказка «Лев, колдунья и платяной шкаф» - в СССР не только издали в твердом переплете, но вышла даже ее инсценировка на детской пластинке (!), правда, уже под самый развал страны – в 1988 году.
Негениальный гений
Наверное, К. С. Льюис не был гениальным писателем. В его книгах нет того заряда, который позволял бы их героям жить своей жизнью за пределами повествования. Когда мы читаем «Властелин колец» или «Волшебник страны Оз», то погружаемся в мир сказки, а с сожалением выныривая из него, начинаем фантазировать о том, что могло бы произойти дальше. Поэтому столько продолжателей (и подражателей) у JRRT. Но я ничего не слышал о чьем-либо желании продолжить «Хроники Нарнии».
Гениальность Льюиса – в другом.
Как и Г. Честертон, великий английский писатель, оказавший на Льюиса огромное влияние, он тоже порой заставляет нас в восхищении стучать ладонью по столу: когда его слова попадают в «десятку»… даже нет – в десять с половиной! Кажется, он не открывает каких-то тайных истин, все это ты давно знал где-то в глубине себя; этот камертон всегда звучал где-то внутри, но, благодаря Льюису, его голос вдруг становится отчетлив и ясен, он громко выделяется на фоне других внутренних голосов.
Священник для обычных людей
Такова книга «Просто христианство», написанная по мотивам его радиобесед. Абсолютно внеконфессиональная книга. В веке, отрицающем абсолютные величины, она просто и блестяще рассказывает о том, почему существуют абсолютные Добро и Зло, о великом плане Искупления и о необходимости христианской Морали. «Просто христианство» - книга для неверующих, однако не много найдется верующих, которым она была бы бесполезна. В ней Льюис делает то, что так хорошо ему всегда удавалось – ставит все с головы на ноги. Он обращается к темам, которые близки разного рода интеллектуалам, вроде себя самого, но о которых не очень-то любят говорить священнослужители. Именно в этом – сила Льюиса. Он не боится размышлять над самыми сложными вопросами, такими, в которых крайне важно найти точный баланс, чтобы не свалиться ни в пучину законничества, ни в болото вседозволенности. Первый же его трактат был посвящен теме страдания, перед которой часто пасуют и более искушенные проповедники.
Когда-то БГ пел:
«Я хочу видеть доктора с лекарством в чистой руке
или священника, с которым я смогу говорить на одном языке».
В лице Льюиса, никогда не бывшего священнослужителем, многие из нас обрели именно такого священника, который говорит на языке «обычных» людей Не всегда его разговор получается легким – часто Льюис довольно зануден. Но это занудство – лишь обратная сторона его стремления дать нам наиболее исчерпывающий ответ.
При этом в его книгах нет ни грамма схематичности, так часто присущей христианским книгам. Никаких тебе «десяти шагов» или «семи ступеней». Порой это даже мешает читать: кажется, тебя заворачивают в ворох мыслей – и одна интересней другой.
Наталья Трауберг, главный переводчик К. Льюиса в России, в предисловии к одному из его изданий сказала: «В "Размышлении о псалмах" (1958) Льюис писал, что Послания апостола Павла никак не удается превратить ни в научный трактат, ни даже в прямое назидание, и, порассуждав об этом, прибавил, что это – хорошо: простое свидетельство христианской жизни само по себе важнее и трактатов, и назиданий. Заключение это можно отнести и к самому Льюису. Все, что он писал, - это отчеты, заметки о христианской жизни».
Познавший, что есть любовь
В равной степени слова эти можно отнести и к «Любви» - трактату Льюиса, который папа Иоанн Павел II называл одной из самых любимых своих книг и даже цитировал в проповеди. И здесь, как обычно, Льюис не довольствуется простыми путями, прямо начиная трактат с признания: «"Бог есть любовь", — говорит евангелист Иоанн. Когда я в первый раз пытался писать эту книгу, я думал, что слова эти указывают мне прямой и простой путь. На самом деле все оказалось сложнее, чем я думал». В итоге на свет родилась замечательная книга о разных видах любви: о любви к тому, что ниже человека, о привязанности, о дружбе, о влюбленности, о милосердии. О том, что любовь, становящаяся Богом, встающая на его место, моментально становится бесом, превращаясь из прекрасного чувства в отвратительное идолопоклонство. О дружбе – наименее естественном виде любви, но поэтому и наиболее духовном. О влюбленности, которая приходит порой независимо от нас, и нам кажется, что вот она-то и есть – Любовь в чистом виде, святое чувство от Бога, потому что в настоящей влюбленности нет похоти. Однако, как и другие естественные чувства, без Бога она непрочна, «своими силами устоять не может; но она так сокрушительна, сладостна, страшна и возвышенна, что падение ее поистине ужасно».
Конечно, пишет Льюис в своем трактате и о том виде любви, который считал высшим, о любви-оценке. «Любовь нужда взывает из глубин нашей немощи, любовь дар дает от полноты, а эта, третья любовь славит того, кого любит. Бог может разбудить в нас благодатную любовь оценку к Себе. Дар этот самый лучший. В нем, а не в естественной любви, даже не в нравственности — средоточие жизни. Им живут и ангелы. Когда он есть у нас, нам все возможно».
1963-й. Год, чрезвычайно насыщенный событиями, часть из которых без преувеличения перевернули мир. Многие из них были связаны и с людьми-акронимами. В феврале 1963 года в мир стремительно врываются JPGR. Летом того же года АВС заканчивают одно из самых знаменитых своих произведений – «Трудно быть богом», а черный баптистский проповедник MLK произносит знаменитую речь – «У меня есть мечта». В октябре битломания, как пожар, охватывает Британские острова, а 22 ноября, на самом пике этой волны JPGR выпускают новый альбом “With The Beatles”.
…В тот же день, 22 ноября, в пятницу, в 17.30 по Гринвичу в своем доме в Оксфорде умирает CSL.
Возможно, это событие попало бы в заголовки многих субботних газет, однако ровно час спустя на другом конце планеты, в Далласе, несколькими выстрелами из снайперской винтовки был убит JFC, самый популярный президент США в новейшей истории.
Эхо этих выстрелов разнеслось по всей планете, и мир просто не заметил ухода Клайва Льюиса…