Друзья, Ivan перевёл и опубликовал на Главной страничке интереснейший материал, который не только как чисто информативный пост очень ценен, - это - тема для очень серьёзной беседы. Поскольку данная публикация полностью посвящена "Покорителю Зари" - замечу, книге, а не фильму, - полагаю, что, по состоянию на данный момент, обсуждение должно быть лишь в этой теме, поскольку здесь обсуждается именно книга.
Копирую сюда пост на Главной страничке, - всё, что ниже звёздочек - перевод Ivanа. ********
Профессор и писатель Девин Браун подготовил для пользователей NarniaWeb.com семь вопросов или семь дискуссионных тем, посвященных "Покорителю Зари". Получается по теме на каждую пред-премьерную неделю. Каждую пятницу сайт NarniaWeb.com будет публиковать очередной вопрос, а его обсуждение будет вестись на форуме. Итак, о чем же предлагает поговорить Д.Браун? Заголовком первой темы стала реплика Юстеса: "Сколько же еще шкур мне сдирать?"
Итак, о чем же предлагает поговорить Д.Браун? Вот что он пишет:
В своей автобиографической книге "Настигнут Радостью" Льюис описывает поворотный момент в своем становлении как писателя:
"Пока мои стихи рифмовались и складывались, и образовывали стройный сюжет, я был доволен. Но теперь... я начал пытаться выразить ту великую Радость, которую чувствовал. Я искал выражения, которые могли не просто рассказать о ней, но передать это состояние... Я начал постигать тайный смысл сочинительства".
В "Плавании "Покорителя Зари" мы находим немало моментов, где Льюис подразумевает больше, нежели описывает. В таких местах он предлагает читателю вдумчиво отнестись к прочитанному и сделать для себя определенный вывод.
Проанализировав путешествие "Покорителя Зари", предпринятое с целью отыскать семерых пропавших лордов, я выделил семь вопросов, или тем для обсуждения, которые предлагает нам Льюис. Давайте подумаем, что стоит за ними?
Заголовком первой темы проф. Браун выбрал реплику Юстеса: "Сколько же еще шкур мне сдирать?"
После шести дней пребывания на Драконьем острове, Эдмунд, проснувшись очень рано, "увидел у кромки леса темную фигуру. Это был Юстес, снова ставший человеком, но "сначала [Эдмунд] решил, что это Каспиан"
Может показаться мелочью, но это значит, что Юстес очень сильно переменился - его даже трудно узнать. И это не случайность, ибо далее читаем:
Эдмунд обнажил шпагу и бросился к незнакомцу, но тот тихо произнес:
— Это ты, Эдмунд?
— Я, — отвечал Эдмунд. — А ты кто такой?
— Неужели не узнаешь? — спросил незнакомец. — Это я, Юстэс.
— О, Господи! — воскликнул Эдмунд. — И впрямь ты! Как же это…
Ошибка Эдмунда вполне понятна, а сама встреча исполнена смысла. Юстес уже не такой, каким был прежде - но и не такой, каким хотел быть. Он наконец-то стал самим собой.
В беседе с Эдмундом Юстес делится обстоятельствами своего возвращения в человеческий облик, или как он сам говорит, "как он перестал быть драконом".
Юстес рассказывает о своей встрече с Асланом и об их путешествии в сад на вершине горы. Аслан привел Юстеса к источнику и - не говоря ни слова - повелел ему раздеться перед тем, как опуститься в бурлящую воду. Юстес - дракон был разумеется, без одежды, и понял, что должен сбросить свою чешую, как это делают змеи. И он вонзил когти в тело и сумел сбросить кожу. Но подойдя к источнику, увидел, что на нем - еще одна шкура.
Юстес рассказывает Эдмунду, что произошло дальше, и этот отрывок заслуживает внимательного прочтения - чтобы понять смысл, заложенный в него Льюисом. Итак, Юстес говорит:
Ничего, подумал я, наверное, это еще одна, нижняя, сниму и ее. Я снова стал чесаться и скрестись, и нижняя шкура сошла не хуже верхней. Я положил ее рядом и снова двинулся по ступеням.
И опять все повторилось, как в первый раз. «Сколько же еще шкур мне сдирать?» —
подумал я. Мне очень хотелось окунуть лапу. Я принялся скрестись в третий раз и положил
третью шкуру рядом с двумя первыми. Но когда я погляделся в воду, я понял, что все осталось по-прежнему.
Тогда лев сказал: «Дай-ка я сам тебя раздену».
Исследователи творчества Льюиса по-разному толкуют этот отрывок.
Питер Шейкел в книге "Путь в Нарнию" говорит: "Трижды Юстес сбрасывает драконью шкуру, и трижды она оказываестя на нем вновь". Это показывает, что Юстес абсолютно бессилен помочь себе. Подобное находим и в "Мире и Нарнии" Джонатана Роджерса: "Драконья шкура вырастает раньше, нежели он доходит до крещальной купели".
В книге "К.С. Льюис: Круговорот историй" Эван Гибсон предлагает такое объяснение: "Процесс превращения Юстеса в человека выражает убеждение, с которым согласятся все взрослые читатели "Хроник". Оно гласит, что чисто человеческие попытки изменить себя обречены на провал."
В "Ключе к Хроникам" Марвин Хинтен так объясняет усилия Юстеса: "Несмотря на несколько попыток, он остался тем же, кем был. Это - отражение одной из ключевых богословских аксиом, к которой Льюис не раз возвращается в своих трудах. Дело в том, что христианство - не просто метод самоусовершенствования. Оно коренным образом меняет человека, воссоздавая новую личность.
Другие исследователи говорят, что здесь Льюис не отрицает, а подчеркивает возможность человека изменяться по своей воле. Но писатель тут же замечает: эти перемены будут незначительны и потребуют относительно небольших усилий. Конечно, мы можем что-то предпринять в духовном плане; мы можем сделать первые шаги и, вроде бы, добиться впечатляющих результатов, Но это лишь на первый взгляд: это еще не коренные изменения.
В "Письмах К.С,Льюиса к А. Гривсу" автор живо свидетельствует, как происходит становление новой личности, и что встречается на этом пути. Здесь мы находим как бы отражение того, что происходило с Юстесом у источника.
Говоря о своей борьбе с "пышно расцветшей" страстью гордости, Льюис признается: "В этой борьбе я узнал о себе множество нелепых и ужасных вещей... Казалось, этому не будет конца... Передо мной разверзались бездны самолюбия и тщеславия".
А теперь - вопросы;
Снимая очередную драконью кожу, Юстес тут же обнаруживал на себе новую шкуру, "меньше, но такую же грубую, морщинистую, чешуйчатую".
Кстати, упоминая о последней шкуре, снятой уже Асланом, Юстес заметил: "Она была гораздо толще, грязнее и гнуснее, чем три первые".
1. Что, по-вашему, хотел сказать Льюис, описывая многократные попытки Юстеса избавиться от драконьей оболочки?
2. Что вы думаете о нашей способности изменить себя - насколько это реально и в каких пределах?
Юстес признается Эдмунду, что когда он согласился, чтобы Аслан снял с него драконью кожу, "Он дернул шкуру, и мне показалось, что он мне сердце разорвет. А когда она стала слезать, боль была такая, какой я в жизни не знал."
3. Здесь Льюис показывает, что рождение новой личности всегда сопряжено с болью. Что вы думаете об этом?
4. А может, у вас есть и свои мысли по поводу этого разговора Юстеса и Эдмунда?. Поделитесь ими.